Аксамит


См. также: дамаст, парча
Узорные тяжёлые шелка, обычно золототканные, образованные двумя или несколькими системами основ и многими разноцветными утками, переплетающимися преимущественно в сарже, с дополнительными рисуночными утками.
       
Аксамит (оксамит или самит) с греческого языка переводится как шестиниточный, где hex – значит шесть и mitos – нить. Древнерусский термин, известен с XII в. (см., например, "оксамит" в "Слове о полку Игореве"). Широко используется в письменных источниках для обозначения, скорее всего, разных видов переплетений, но всегда именно парадных шелков. 
Кроме обычного, гладкого аксамита, известен петельчатый, где рисунок выполнен петельчатым ворсом из уплощенных золоченых нитей. Отсюда появившаяся в литературе XVI-XVIII вв. традиция называть такие ткани бархатом.       
 Драгоценную тяжелую шелковую ткань, напоминающую бархат и парчу, изготавливали вручную, нередко с красивым серебряным или золотистым орнаментом.

На сегодняшний день ткань аксамит имеет множество значений и сходу сложно определить в каком же виде она предстает на современных рынках. В старину под этим названием подразумевались все тяжелые и дорогие ткани, для производства которых нужно было использовать драгоценные золотые и серебряные волокна. Можно сказать, что аксамит отправляет нас во времена золотошвеек, в которые материал, затканный златом и серебром, носился людьми только высокого ранга, например, священниками и аристократами самого высшего ранга.

Очень часто можно встретить употребление слова «аксамит» в качестве синонима бархату. Но это не выступает гарантом того, что вы приобретете натуральный бархат. Также называют и ткани, имеющие некую схожесть с бархатом по фактуре – ворсистые, мягкие и плотные. Однако, чтобы как можно точнее определить что это ткань, нужно посмотреть на особенность ее плетения, в которое должно входить шесть нитей. Кроме этого, аксамит имеет соответствующий растительный рисунок, который выполняется с помощью синтетических ниток, имитирующих серебро и золото. В своё время аксамитом называли все дорогие ткани ручной работы, которые сегодня относятся к самым модным и престижным, и используются как для изготовления одежды, так и для украшения интерьера. Материал такого типа лучше использовать с помощью дизайнера и его советов, так как его можно отнести к специфическим.

Ранее на аксамитовых тканях преобладали «звериные» мотивы: стилизованные орлы, грифоны, львы, располагающиеся в медальонах круглой формы, самые популярные тона – фиолетовый и красный.

Действительно, читая описи наследственного приданого или имущества восемнадцатого века, можно встретить фразы, которые укажут на то, что под аксамитом подразумевали ткань, произведенную с помощью техники петельчатого бархата. Прочность материала не может не вызывать изумление – до наших времен дошли многочисленные старинные ткани и костюмы из них. К самым лучшим коллекциям мирового значения можно отнести собрание тканей и костюмов шестнадцатого – восемнадцатого столетий, их собственники – Государственная Оружейная палата Московского Кремля. В 1884-1893 годах издалась опись Оружейной Палаты, в которую входили сведение о поступлениях в царскую казну материалов из Турции, Ирана, Италии и Франции. Также в записях указывалось, что ворс такой ткани сделан из уплощенного золота и серебра. Этот тяжелый материал, который к тому же не гнулся, употребляли исключительно для потребностей высшего духовенства и царского двора. Знаменитая фраза «на вес золота» может применяться к старинным аксамитовым тканям буквально, настолько дорого ценился этот материал, ведь для основы брали драгоценные металлы и шелк. Все ценные и дорогие ткани до начала восемнадцатого века ввозились в Россию как польские дары, закупки для нужд духовенства и царского двора из Византии, Турции, Ирана, а позднее – из Франции и Италии.

Теги: История