Узорные тяжёлые
шелка, обычно золототканные, образованные двумя или несколькими системами
основ и многими разноцветными
утками, переплетающимися преимущественно в
сарже, с дополнительными рисуночными утками.
Аксамит (оксамит или самит) с греческого языка переводится как шестиниточный, где hex – значит шесть и mitos – нить. Древнерусский термин, известен с XII в. (см., например, "оксамит" в "Слове о полку Игореве"). Широко используется в письменных источниках для обозначения, скорее всего, разных видов переплетений, но всегда именно парадных шелков.
На сегодняшний день ткань аксамит имеет множество значений и сходу сложно определить в каком же виде она предстает на современных рынках. В старину под этим названием подразумевались все тяжелые и дорогие ткани, для производства которых нужно было использовать драгоценные золотые и серебряные волокна. Можно сказать, что аксамит отправляет нас во времена золотошвеек, в которые материал, затканный златом и серебром, носился людьми только высокого ранга, например, священниками и аристократами самого высшего ранга.
Очень часто можно встретить употребление слова «аксамит» в качестве синонима
бархату. Но это не выступает гарантом того, что вы приобретете натуральный бархат. Также называют и ткани, имеющие некую схожесть с бархатом по фактуре –
ворсистые, мягкие и плотные. Однако, чтобы как можно точнее определить что это ткань, нужно посмотреть на особенность ее плетения, в которое должно входить шесть нитей. Кроме этого, аксамит имеет соответствующий растительный рисунок, который выполняется с помощью синтетических ниток, имитирующих серебро и золото. В своё время аксамитом называли все дорогие ткани ручной работы, которые сегодня относятся к самым модным и престижным, и используются как для изготовления одежды, так и для украшения интерьера. Материал такого типа лучше использовать с помощью дизайнера и его советов, так как его можно отнести к специфическим.
Ранее на аксамитовых тканях преобладали «звериные» мотивы: стилизованные орлы, грифоны, львы, располагающиеся в медальонах круглой формы, самые популярные тона – фиолетовый и красный.
Действительно, читая описи наследственного приданого или имущества восемнадцатого века, можно встретить фразы, которые укажут на то, что под аксамитом подразумевали ткань, произведенную с помощью техники петельчатого бархата. Прочность материала не может не вызывать изумление – до наших времен дошли многочисленные старинные ткани и костюмы из них. К самым лучшим коллекциям мирового значения можно отнести собрание тканей и костюмов шестнадцатого – восемнадцатого столетий, их собственники – Государственная Оружейная палата Московского Кремля. В 1884-1893 годах издалась опись Оружейной Палаты, в которую входили сведение о поступлениях в царскую казну материалов из Турции, Ирана, Италии и Франции. Также в записях указывалось, что ворс такой ткани сделан из уплощенного золота и серебра. Этот тяжелый материал, который к тому же не гнулся, употребляли исключительно для потребностей высшего духовенства и царского двора. Знаменитая фраза «на вес золота» может применяться к старинным аксамитовым тканям буквально, настолько дорого ценился этот материал, ведь для основы брали драгоценные металлы и шелк. Все ценные и дорогие ткани до начала восемнадцатого века ввозились в Россию как польские дары, закупки для нужд духовенства и царского двора из Византии, Турции, Ирана, а позднее – из Франции и Италии.