Ажур

ajoure
openwork (spanish openwork)
durchbrochen
desfiado

вид плетения. См также: Кружево

Ручная техника, которая может воспроизводиться и механически, давая ткани со сквозные просветы по всей поверхности (мережка, строчка и др.)
Более сложный пример ажурного переплетения, исполненного на станке:

Ажурные ткани:

а) "Испанский тип"
б) ложный газ
в) перевивочное переплетение


Газ

а) в 2 нити, 1 ход утка ("asse") б) "зеркальный" в 2 нити, 1 ход утка ("a-regard") в) "усиленный" ("armuree" - см. Армюр)

Название этой ткани пришло из Франции, в переводе ажур (ajour) – делать ткань сквозной. Чтобы создать материал со сквозным орнаментом, можно взять практически любую пряжу – хлопковую, шелковую или шерстяную. В итоге получается тончайшая кружевная ткань, вышивка, плетение или вязание в виде сетчатого, сквозного узора. Пик популярности ажура приходится на первую половину девятнадцатого столетия. Определение «ажур» используется и в ювелирном деле для обозначения искусного плетения из тонкой металлической нити.


Интересные факты из истории

История кружевной ткани живет на протяжении пяти веков: впервые ажурное мастерство появилось в Италии в шестнадцатом веке, за все это время оно переживало многочисленные перерождения, однако до сих пор не отпускает первые места на подиумах с мировой славой.

Первые кружевные ткани назывались Punto Aria, что переводится как «стежки в воздухе». Очаровательные ажурные полотна моментально покорили сердца знати и прочно обосновались среди дорогих украшений. К самым популярным плетениям относилось игольное кружево, которое полностью состоит из ниток и плетется с помощью обычной швейной иголки. Модная ткань недолго оставалась достоянием только Италии и в скором времени стала изготавливаться в Бельгии, в Испании, Англии, Франции.

Уже с 1717 года бельгийское производство кружевного материала начало стремительно набирать обороты, в то время епископ Брюгге Van Susteran выступил с предложением для бедняков, которые хотели улучшить свое материальное положение и согласились на эту трудоемкую и кропотливую работу. Развитие кружевного мастерства во Франции пришлось на середину семнадцатого века.

В таких городах как Шантийи, Ле-Пюи, Кан и Байё можно было встретить производство плетеного тюлевого кружева по типу «блонды», которое делается из черного и золотистого несученого шелка, а также изделия «шантийи» - соединение черного и белого крученого шелка. Кружевные ткани Испании, прежде всего, отличались от других видом сырья – производились они с помощью серебряных и золотых металлизированных нитей в соединении с шелком. Такой вид ажурного искусства очень часто называют «филигранным гипюром». А вот английские умельцы любили соединять готовые кружева с основой из шелкового шифона.

Ажурная ткань «Honiton» - это любимое кружево величественной королевы Виктории, которая на свою коронацию выбрала платье именно из такого материала. С легкой руки столь уважаемой особы кружево этого вида стало истинным атрибутом королевской семьи начиная с девятнадцатого века и заканчивая нашими днями. К слову, принцесса Диана и Кэтрин Миддлтон выходили замуж именно в платьях из белого кружева.

В России производить кружева стали в первой четверти семнадцатого столетия. Для начала пользовались серебряными и золотыми нитями, из которых и делали убранство царского двора, лишь немногим позже умельцы научились делать ажурные ткани с помощью льна и шелка, хлопчатобумажной нити и занялись кружевоплетением в помещичьих усадьбах, монастырских мастерских. Наши умельцы не только сохрани опыт Западной Европы, но и по-своему переосмыслили искусство лучших европейских мастеров. Ажур приобрел богатый колорит, разнообразные технические приемы, интересный характер орнамента, свойственный именно народному искусству России. Впоследствии Вологодские кружева стали таким же русским брендом, как и гжель, палех, хохлома.

Интересный факт: великие мастерицы Руси использовали рыбьи кости для плетения ажурных кружев, а первоначальным цветом Вологодских кружев был синий.

Начало восемнадцатого века обозначилось пиком моды на ажурные кружева, однако после наметился спад, который продлился до середины девятнадцатого столетия. В 1920 году в моду вошли юбки длинною чуть ниже колен, украшенные тончайшим кружевным материалом.

Весь двадцатый век ажурная ткань не сходила с самых знаменитых мировых подиумов, даже дизайнеры, отличающиеся радикальными идеями, не прошли мимо столь популярного кружева. Ажурный материал постепенно перекочевал на аксессуары, обувь, стал появляться в декоре помещений. На сегодняшний день сложно найти хотя бы одну марку белья, которая не использует гипюр и кружева в своих коллекциях, ведь аналогов этой ткани практически нет – ни какая другая не сможет подчеркнуть элегантность и женственность так же, как это делают ажурные кружева.