Шенилл

Chenille

Шенилл (фр. Chenille - гусеница), иногда ошибочно произносится, как шинил — жаккардовая ткань со сложным рисунком плетения. В структуре имеет одну или несколько шенилловых нитей с ворсинками, начесанными, пушистыми волокнами. Самые популярные материалы для производства - полиэстер, вискоза, хлопок, акрил.
Акрил - верный признак "неубиваемой" мебельной ткани. Тесты Мартиндейла для акрилосодержащего шенилла показывают от 50000 циклов. При том, что мебельной ткань может считаться от 20000.

Описание

Шениловую нить изготавливают, помещая короткие нити пряжи, называемые «сваями», между двумя «основными нитями», а затем скручивают нить вместе. Края этих свай затем стоят под прямыми углами к ядру пряжи, придавая шениллу его мягкость и свой характерный вид. Шенилл будет выглядеть по-другому в одном направлении по сравнению с другим, поскольку волокна отражают свет по-разному, в зависимости от ориентации. Шенилл может казаться переливчатым ​​без использования переливающихся волокон. Пряжа обычно изготавливается из хлопка, но также может быть изготовлена ​​с использованием акрила, вискозы и олефина.

Технологические тонкости

Одна из проблем с шенилловыми нитями заключается в том, что пучки могут вести себя непредсказуемо и создавать голые ткани. Это было решено с использованием нейлона с низким содержанием расплава в ядре пряжи и затем автоклавирования (пропаривания) мотков пряжи для установки сваи на место.

История шенилла

По мнению историков, занимающихся текстилем, пряжа типа шенилла - это недавнее изобретение, датируемое 18-м веком и предположительно возникшее во Франции. Оригинальная техника заключалась в том, чтоткать типа «leno», разрезалась на полосы, чтобы получить нить шенилла.

Александру Бьюкенену, мастеру ткацкой фабрики Пейсли, приписывают введение шенилловой ткани в Шотландию в 1830-е годы. Здесь он разработал способ ткать пушистые шали. Пучки цветной шерсти были сплетены вместе в одеяло, которое затем разрезали на полоски. Их обрабатывали нагревательными валиками, чтобы создать завиток. Это привело к очень мягкой, нечеткой ткани под названием шенилл. Другой производитель платков Пейсли продолжил дальнейшее развитие техники. Джеймс Темплтон и Уильям Куигли работали над усовершенствованием этого процесса, работая над имитационными восточными ковриками. Они работали над сложными моделями, которые трудно было воспроизвести с помощью автоматизации, но этот метод решил проблему. Эти люди запатентовали процесс, но вскоре Квигли продал свою долю бизнеса. Темплтон открыл успешную ковровую компанию, которая стала ведущим производителем на протяжении 19 и 20 веков.

В 1920-х и 1930-х годах Далтон на северо-западе Грузии штата Джорджия стал столицей производства покрывал в США благодаря Кэтрин Эванс. Который первоначально возродил технику ручной работы в 1890-х годах. Покрывала ручной работы с красивой вышивкой становились все более популярными и назывались «chenlille» - термин, который стал нарицательным. Благодаря эффективному маркетингу в городских универмагах появились покрывала из шенилла, которые впоследствии стали важными для экономического развития Северной Джоржии, поддерживая экономику даже в эпоху Великой Депрессии. 
Первым, кто заработал миллион долларов в покрывалом бизнесе, был уроженец округа Далтон Б. Дж. Банди с помощью своей жены Дикси Брэдли Банди к концу 1930-х годов, за которым последовали многие другие.

В 1930-ых, использование для шенилла стало широко распостанённым для ковриков, покрывал и ковров, но пока, не одежды. Компании перевели ручную работу с ферм на заводы для большего контроля и повышения продуктивности. Тенденциея к механизации привела к развитию адаптированных швейных машин, в которых стало возможно использование пучков шенилловой пряжи.

В 1970-х годах Chenille стал популяризироваться в одежде и коммерческом производстве.

Стандарты промышленного производства были введены только в 1990-х годах, когда была создана Международная ассоциация производителей шенилла (CIMA), призванная совершенствовать и развивать производственные процессы. Начиная с 1970-х годов каждая головка станка производила две нити шенилла прямо с бобины, машина могла иметь более 100 шпинделей (50 голов). Giesse был одним из первых крупных производителей машин. Giesse приобрела компанию Iteco в 2010 году, интегрируя электронный контроль качества пряжи chenille прямо на своей машине.


Дополнительные сведения

Шенилл популярен во многих странах мира, эта ткань ценится большим содержанием натуральных волокон. Чаще всего используется как обивка для мебели. Обладает необычайной прочностью, благодаря синтетическим волокнам, которые входят в состав ткани, этот материал долго не изнашивается. Является экологически безопасным для человека. В переводе с французского языка слово «шенилл» обозначает «гусеница». В индустрии тканей шенилл используется уже больше двухсот лет. Шенилловая пряжа производится посредством вплетения ворса между двумя прочными нитями, которые в дальнейшем скручиваются по спирали. Внешняя схожесть с мохнатой гусеницей и объясняет происхождение такого чудного названия материала.


По составу сырья шенилл может быть однородным, к примеру, вискозным или полиэстерным, а так же смешанным: полиэстер с хлопком, вискозой или акрилом. Ворс этой ткани специально начесывают на определенном станке. Во время производства материи, нити очень тесно расположены друг к другу, именно благодаря этому ткань внешне напоминает велюр. В наше время этот модный, и относительно дорогой материал относится к основным конкурентам велюра. Однако огромное преимущество шенилла является в том, что его цветовая гамма куда более разнообразна, чем у велюра. Нити шенилла также могут быть использованы в соединении с гобеленом или жаккардом, благодаря этому ткань обретает благородство и внешнюю привлекательность.

Кроме устойчивости, шенилл обладает еще и несминаемостью, негорючестью, гидрофобностью, а так же безусадочностью.
Чтобы ткань прослужила долго и в отличном состоянии, материал турецкого производства рекомендуется чистить пылесосом или мягкой губкой, смоченной в теплой воде; не стоит использовать вещества, которые разъедают и портят цвет материала, такие как отбеливатель и растворитель; не рекомендуется использовать во время чистки щетки с жесткой щетиной; ткань нельзя стирать и гладить; не желательно для шенилла воздействие прямых лучей солнца, а так же расположение рядом с обогревателем, камином. Ткань европейского производства требует профессиональной химчистки, так же страдает от попадания прямых лучей солнца; если на такой материал проливается жидкость или попадает пятно, стоит сразу же отчистить ее щеткой с мягкой щетиной, эту ткань следует чистить полностью, а ни по отдельным частям.


Большой выбор цветовой гаммы шенилла позволяет декоратору не сдерживать свое воображение и смело экспериментировать с дизайнерскими идеями. Пушистая нить шенилла позволяет продукции длительное время не менять первоначальный вид, легко чистится и длительное время не изнашивается. А натуральные волокна в составе материала позволяют шениллу соответствовать даже самым требовательным правилам к экологичности.