Фламандское кружево


Фламандское кружево

Фламандское кружево известно на протяжении нескольких веков своей тонкостью и изысканным орнаментом, который довольно сложный в исполнении. На сегодняшний день ассортимент интерьерной отделки отличается многообразием: это и ленты, и шитье, и кружева, и фигурная тесьма. Модные занавески можно дополнить крупными бусинами и витым шнуром, ажурным подхватом, цветочными композициями в виде интерьерного дополнения. Можно пошить в детскую комнату шторы со сменными аксессуарами, например, сделать несколько подхватов с персонажами мультфильмов, один из подхватов может быть украшенный кружевами, а другой – без них. Сегодня эксперименты по декору интерьера являются обычным делом, они доступны каждому из нас. Однако в эпоху возникновения и расцвета кружевного искусства все было по-другому.

Во времена расцвета кружевного дела во Фландрии ажурным полотном ручной работы украшался алтарь в храме в то время, когда там проводились торжественные церемонии. Кружевные шторы или обрамление покрывала могло встречаться в кабинете или спальни уважаемой монаршей особы. Изящные кружевные воротники, воланы, пелерины, манжеты, мантильи и вуалетки поражали современников тонкостью узорных орнаментов, тем не менее, позволить себе приобрести кружевной гарнитур могли не все люди, а только состоятельные модники. Чтобы сделать одну ажурную вещицу, нескольким кружевницам нужно было работать долгими месяцами. В качестве сырья использовалась очень тонкая, практически невесомая и невидимая глазу нить. Льняную кудель, которая была выращена на местных полях, пряли в сырых полу мрачных подвалах, потому что только из влажной пряжи получались самые тонкие нити.

Производство кружев во Фландрии (сегодня эта страна называется Бельгией) несколько моложе, чем итальянское. В шестнадцатом веке развивалось производство шитого кружева, которое, на итальянский маневр, включало больше геометрических узоров, использовалось для украшения края манжетов, воротников и носовых платков. Коклюшечные кружева развивались параллельно и уже в семнадцатом столетии стали появляться плетенные бельгийские гипюры. Кружева, которые были лишены рельефности, обладали большой изящностью и особенно четкими элементами, они славились многообразием узорных сеток. Правители соседних держав были заинтересованы секретами выработки уникальных кружевных изделий, столь воздушных и тонких. Подданные Англии и Франции желали украсить свои костюмы великолепными бельгийскими и венецианскими кружевами, что в буквальном смысле наносило существенный удар по экономике этих стран. Известен случай, когда английский монарх возжелал приобрести кружевную одежду работы бельгийских мастеров и парламент ему настоятельно рекомендовал воздержаться от столь дорогостоящей покупки. И не мудрено, ведь цена нескольких кружевных манжетов была равна стоимости массивных браслетов из золота лучшей пробы!

Впрочем, это не помешало моде на кружевные аксессуары к мужским и женским одеждам не терять своих позиций на протяжении нескольких веков. Среди аксессуаров были воротники с ажурными рюшами, которые держались на каркасе веерообразной модели, также воротники покрывали плечи, изготавливались галстуки с кружевными окончаниями, прелестные жабо. Дамские наряды отличались кружевными корсетами, отделкой подола юбок, крупными манжетами, веерами, зонтиками и даже отворотами сапог. Людей, которые стремились окружить себя модными и стильными вещами, не останавливала высокая цена на такие изделия. Работы бельгийских и венецианских мастериц постоянно дополнялись новыми элементами, необычными узорами. Пышный рисунок кружева состоял из многочисленных орнаментов, соединенных между собой тончайшими нитями, просматривалось изобилие стилизованных узоров цветов и побегов, завитков, которые свойственны стилю барокко. Эти элементы сменялись другим орнаментом, который был популярен во время расцвета рококо. Фламандские кружева украшались не только растительной тематикой, в рисунке встречались и изображения людей, животных, мифологических персонажей. В кружевах могли отображаться даже сценки с религиозной тематикой или картины, которые изображали исторические события. Во второй половине восемнадцатого столетия стал заметным переход к тюлевым кружевам – воздушным и легким. Подобные полотна можно встретить и сегодня, однако, это будет уже не ручная, а машинная работа. Ранее элементы орнамента соединялись не связками, а невесомой сеткой с невероятно мелкими ячейками. Одновременно с орнаментом выплеталась и сетка, ячейки непременно должны быть одинаковой формы, это обязательное условие. В те времена встречались ромбические, квадратные или круглые ячейки.

Совет подбирать гармоничные сочетания при декорировании помещения справедлив: кухонным занавескам в стиле прованс кружевные элементы из грубого льна придадут особый шарм. 





Warning: Undefined array key "DOCUMENT_URI" in /var/www/www/404.php on line 2