Кружево Шантильи

Кружево Шантильи


Кружево Шантильи в каком-то роде близко к французскому кружевоплетению. Ажур, который производился во Франции в восемнадцатом веке, был довольно примитивным и по технике плетения, и по сложности орнамента. На сегодняшний день лаконичный рисунок из кружевной дорожке с зубцами и геометрическим узором может стать дополнением разве что скромной льняной портьеры. Бельгийские и венецианские мастерицы производили гораздо лучший товар, который отличался тонкостью кружевной ткани и точностью воспроизведения задуманного рисунка. Похожий рисунок машинной работы и сегодня стал бы отличным украшением для модного интерьера. На сегодняшний день эксклюзивные шторы для гостиной ручной работы по стоимости равнялись бы с массивным колье из драгоценных самоцветов, так как стоимость нескольких кружевных манжетов была гораздо выше цены на золотые браслеты.

Французские кружева получили свое призвание благодаря популярности изящных кружев блонда розоватого цвета, которые прославились очень тонким рисунком. Кружево, которое сплетали из черного шелка, носило название «шантильи», и означало первый город, в котором его начали делать. Популярность нового кружева росла, и заниматься его выработкой стали известные мастерицы в Байе и Каннах. Штучные кружева плелись единовременно, нить не прерывалась. Для таких крупных вещей как шали, мантии, покрывала и шарфы сначала плелись отдельные сегменты, которые потом незаметно соединялись тонкими нитями. В восемнадцатом веке ажурная решетка была ромбической формы: все ячейки получались благодаря пересечению одной горизонтали и двух вертикалей. Такой способ был самым знаменитым вплоть до девятнадцатого столетия.

Некоторые из элементов решетки специально выделяли более плотным плетением, такие меры могли требоваться для создания необычного рисунка. Крупные детали композиции выделялись по контурам с помощью ниток большей плотности. Кружева шантильи очень эффектно смотрелись в изделиях большого размера, таких как юбки, пелерины, зонтики и накидки. Кружева шантильи существенно отличались от тех, которые ранее производили во Франции. Построение композиции рисунка, реалистичность трактовки, особая тщательность в выработке самых мелких деталей - все эти признаки помогали увидеть различия. Среди основных элементов кружева встречались не только лилии и розы, так полюбившиеся мастерицам, но и вьюны, ирисы, колокольчики, тюльпаны и многие другие цветы. Сетка кружева украшалась россыпью цветов, снежинками или мушками. Обрамление края кружева повторяло линию фестонов, по кромке пускалась тонкая бахрома, фигурные канты вперемешку с лепестками, которые составляли часть орнамента.

Искусство кружева шантильи формировалось в условиях большой конкуренции: знаменитые венецианские и бельгийские изделия высоко ценились за мастерское отображение рисунка, невероятную тонкость и точность в исполнении. Однако и у шантильи были преимущества: кружево выгодно отличалось аккуратной формой абсолютно всех ячеек сетки, а кроме этого - экспериментами с пряжей (в разное время в основу кружев входили шелковые, льняные и даже металлические нити). Самым главным отличием можно назвать многокомпонентность узора и качественный способ плетения. Кружева шантильи обладали большой прочностью, хотя по виду это были легкие невесомые изделия. По совокупности всех характеристик кружева шантильи превзошли все известные ранее. Плетением такого вида кружев со временем стали заниматься и бельгийские умельцы.

В то время как набирало обороты машинное производство, не отставало от него и распространение кружев, аналогичных тем, которые делали вручную. Мотивы, которые были прежде на пике моды, цитируются и сегодня в элементах стильных занавесок для спальни, детской, гостиной и кухни.