Кружево Брабант


Категория: вид плетения

Кружево брабант отличается от многообразия других кружев рельефным рисунком. Кружевные мастерские города Брабанта славились своими оригинальными ажурными узорами еще в семнадцатом веке. Тюлевые шторы с похожим орнаментом пользуются огромным спросом и сегодня, но изготовленные с помощью машин кружева только отдаленно напоминают истинные шедевры ручной работы прошлых веков. Чрезвычайно сложный узор в плетении ажуров требовал большого внимания к самым мелким деталям, например, чтобы изготовить ажурную венецианскую занавеску, известные художники и ювелиры заранее прорисовывали эскизы. В те времена кружева были обязательным дополнением не только женского, но и мужского костюма. Что касается оконного декора, то портьеры было принято покрывать вязью вышитого узора вместе с ажурными кружевными дорожками. Даже кареты и оружие украшались кружевами, столь популярными они были в те времена.

Испанские наместники и бургундские герцоги делали все возможное, чтобы кружево брабант могло конкурировать с очень дорогим и красивым венецианским гипюром, они всеми способами стимулировали производство и развитие кружевного ремесла. По соседству располагались голландцы, франки, фламандцы и бургунды, именно благодаря ним художественное ремесло продолжало процветать. Лен, который собирали на брабантских полях, отлично подходил для производства тончайших нитей с еле заметным розовым оттенком.

Чтобы пряжа была удачной, приходилось соблюдать некоторые условия, например, требовалась повышенная влажность, а кроме нее, непременно, тонкие и чувствительные пальцы мастериц. Только тогда получалась тонкая и эластичная нить. Власти не считали использование детского труда чем-то зазорным: в средневековые времена дети из бедных семей трудились уже с восьмилетнего возраста, они пряли тонкие льняные нити.

Талантливых мастериц дополнительно обучали главным тонкостям и премудростям изощренных переплетений знаменитые венецианские мастера. Конечно же, продажа профессиональных секретов не то, что не приветствовалась, но и даже наказывалась гонениями семей тех людей, которые согласились обучать чужеземок мастерству своей родины.

По настоянию Петра Первого в монастыре одного из российских городков Кадоме около двухсот послушниц обучались плетению кружев специально приглашенными умелицами из Венеции и Брабанта. Русские мастерицы не только перенимали чужой опыт, но и дополняли изделия своими доработками: вводили в узор цветные нити, дополняя ими небеленые, придумывали собственные рисунки. Рисунок на истинно брабантских кружевах может быть различным, не так легко определить стиль орнамента. Геометрические мотивы могут сменяться россыпью мелких цветочных узоров, словно подражая кружевам блонда. Через некоторое время в моду вошли крупные цветы на мелкой сетке фона и причудливые формы завитков и растительных орнаментов рокайлей.

Чтобы кружева стали доступны большему количеству людей, в 1834 году были созданы специальные машины для производства ажурной тюлевой сетки. Со временем производственный процесс совершенствовался, и даже воссоздание сложных орнаментов стало вполне доступным. За основу брались орнаменты популярных узоров ручной работы и использовались в производстве косынок, покрывал, занавесок и прочих изделий. Изделия машинной работы стали доступны практически для всех людей, появилась возможность подбора покрывала к ажурным портьерам с таким же узором. Кроме этого, продавались комплекты из занавесок, скатерти и салфеток. Конечно, машинные изделия отличались от вещей ручной работы, но теперь они стали доступны всем слоям населения.




Warning: Undefined array key "DOCUMENT_URI" in /var/www/www/404.php on line 2